Сегодня на уроке в 11-м классе, прохождение новой темы , организовал через самостоятельную работу в парах с составлением понятийной и концептуальной карты. В целом урок прошел интересно и непринужденно, но я пришел к выводу, что учащиеся не все проявляют активность. Как повысить активность учащихся на уроке?
На одном из уроков в 9 классе предложила ребятам в группах составить шпаргалку по новой теме, при одном условии, что шпаргалка должна стоится по принципу карты понятий, а затем воспроизвести материал по ней. На другом уроке решила, что одна из групп должна закодировать (зашифровать) новый материал. При кодировании материала нужно было использовать образы (рисунки). У ребят такого рода задания вызывали интерес. Стараюсь использовать на уроке разные формы и приёмы работы с текстом.
Думаю, оценивать вклад каждого в разработку. Можно воспользоваться индивидуальной картой оценивания, а можно выставлять отметку - среднее арифметическое из отметок членов группы.
Добрый день, Елена! Спасибо за комментарий. Очень здорово, что вы стимулируете самостоятельную работу учащихся на уроке через такую деятельность, как составление шпаргалок и шифровок. Мне эта идея понравилась, молодец. Попробую на своих уроках также использовать такие формы работы. Спасибо.
Терентьева Ирина,
Да, определить деятельность каждого учащегося в группе объективно сложно, нужны четко разработанные критерии.
При оценивании постера, который стал результатом совместного творчества, предлагаю ребятам на стикерах указать ту, группу, которой они отдают свой голос (за свой постер голосовать нельзя). Группа, набравшая большее число голосов, получает дополнительные оценки.
В одной из статей представляла критериальное оценивание. По этим критериям можно оценить проектный рисунок (обычно использую на литературе)
Лист оценивания компетентностно-ориентированного задания (Проектный рисунок)
№
Аспекты оценивания
Критерии оценивания
Баллы
1
Знание источников информации
1. Знание текста
2. Привлечение дополнительных источников
2
Дизайн-проект
1. Использование художественных образов
2. Оформление
3. Аккуратность
3
Защита проектного рисунка
1. Умение обобщать и делать выводы
2. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью
3. Грамотное владение речью
4. Последовательность выводов
5. Аргументация
Итого
Можно использовать такой оценочный лист, чтобы отследить степень участия каждого в группе.
Оценочный лист
№
Фамилия, имя учащегося
Выдвигает идеи и их аргументирует
Аргументирует чужие идеи
Спикер
Таймекер
Итого
1
2
3
4
5
6
Елена, спасибо Вам за такую подробную информацию. Листы оценивания очень продуманы, удобно оценивать деятельность учащихся. К следующему уроку в 11-м классе я попытаюсь тоже составить критерии для оценивания понятийных и концептуальных карт. Учащиеся их дорабатывают дома как Д/з.
Мой менти провел коучинг на тему "Критическое мышление", рассказала учителям о стратегиях и вот первый результат того, что учителя начали менять свою практику! На уроке анг.яз.
Кстати, одним из приемов критического мышления является ведение бортового журнала или дневника, таблицы (знаю, хочу узнать ,узнал). Может Вам попробовать поприменять их для того, чтобы проследить активность детей?
Да, Ирина, неплохо. Ведение бортового журнала поможет приобрести учащимися навыки постоянной рефлексии. А это развитие! Спасибо за коментарий.